Розита Герман
Всегда любопытны истории, когда люди мирных профессий проявляют себя на войне с неожиданной стороны. Как, к примеру, учитель физкультуры прошел всю войну в разведгруппе, или сотрудница театра становится санитаркой в медсанбате. По их рассказам, выбор происходит естественно. Так надо было.
С абхазами все более понятно. А вот мой дальний родственник - Герой Абхазии, Артур Аракелян. Он заведующий сухумским питомником обезьян при ИЭПИТе. Дед Артура попал в Абхазию в 1915 году, бежав от геноцида из Турции. Ему был выделен участок в Сухуме на горе Баграта, выше крепости. Там он построил дом. Много работали. Семья быстро росла.
Дед поддержал революцию. Был лично знаком с Нестором Лакоба. В 1948 году их раскулачили: отняли дом, имущество. Было велено собрать необходимое и готовиться к выселению. Многодетную семью Аракелян переселили в комнату в греческий дом, где жило еще несколько семей.
Греков тогда уже активно высылали. Семье Аракелян повезло, что супруг тети был ветераном ВОВ. А его друг работал в прокуратуре. И стали носить они взятки куда надо, чтобы отсрочку давали. Так удавалось оттягивать переселение до самой смерти Сталина.
Вскоре настали перемены, но они продолжали жить в греческом доме. Дед устроился на работу на строительство Сухумской горы. Там он познакомился с главой города, рассказал ему свою историю. И в 1954 году ему выделили участок за Сухумской горой. Там раздавали земли евреям, русским, выселенным грекам, которые уже возвращались с Казахстана, также и переселенцам из Грузии.
Дед снова построил дом… Артур учился в русском секторе 10-й школы. Затем окончил Лесной техникум под Ленинградом. Отслужил армию в артиллерийском полку на Дальнем Востоке. В Сухуме устроился работать зоотехником в заказнике на Гумисте. На тот момент он уже был кандидат в мастера спорта по велоспорту, заслуженный турист СССР, альпинист второго разряда. Тогда на Гумисте проводили уникальный эксперимент – группу обезьян из питомника ИЭПИТА выпустили в лес. Местные ученые сотрудничали с коллегами из Германии, Румынии, США.
Но наступило 14 августа 1992 года. А ведь казалось, что в 20 веке испытания для потомков семьи Аракелян уже закончились. Друзья Артура были на Красном мосту, где уже шел первый бой. Аркадий Авидзба, с которым он дружил еще со школы, сказал: «Я иду воевать. А ты с кем?» « Я с вами! А с кем я?!», - ответил Артур.
Я вот верю, что именно так все и было. К тому же, в концепцию «Грузия – для грузин» Артур Аракелян изначально не вписывался. Он пошел в артиллерию, в которой, как выяснилось, не плохо разбирался. А летом в составе тамышского десанта оказался на Восточном фронте. Выжил там, где шансов почти не было. Отвечал за установку «Град», которую надо было всего-то вывести с баржи на берег под шквальным огнем. Расстояние в 50 метров до берега тогда показалось километром. А время операции в мыслях исчислялось годами.
Был ранен, но задачу выполнил. После войны получил «героя», и сейчас каждое утро приходит на работу в сухумский обезьяний питомник. Счастливчик! Что может быть удачнее в жизни, чем после войны иметь возможность просто продолжить свою историю с того места, на котором остановился?
Многим в этом отказано и сегодня.