Анаид Гогорян
Греческое наследие в Абхазии можно увидеть повсюду: в высокогорных селах и в городах, особенно, в столице. Этот трудолюбивый народ внес огромный вклад в развитие культуры, экономики страны. Сегодня в республике проживает полторы тысячи греков, по данным переписи 1989 года их было около 15 тысяч.
Многие представители греческой общины покинули Абхазию накануне и во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Но те, кто остались, работают, создают семьи. Сейчас особенно много смешанных браков. Среди абхазских греков музыканты, актеры, врачи, учителя. Один из них - Заслуженный артист РА Михаил Алхазов, альтист, директор первой деткой школы искусств имени К. Ковача.
Понтийские греки проживают в Абхазии с древнейших времен, но основная волна переселения приходится на конец XIX (1860-е-1870-е гг.) - начало XX века (1915-1921). Тогда они не по своей воле покинули родные дома во время Геноцида армян, греков в Османской империи. Это были купцы, табачники, ремесленники.
Прапрадед Михаила приехал в Абхазию в 1860-е XIX века, жил в Сухуме по улице Лакоба, где ныне расположен комплекс правительственных зданий. Отец бабушки работал садовником в Сухумском ботаническом саду у Николая Смецкого. «Мой дедушка, Шота Михайлович, преподавал математику во второй сухумской школе. Когда было выселение греков, их выслали в Казахстан (в 1949 г. почти тридцать тысяч греков из Абхазии депортированы в Казахстан, операция называлась «Волна»). Мой отец родился в Караганде. В 50-е годы семья вернулась назад, но дом уже был занят», - вспоминает Михаил. Дома депортированных достались переселенцам из Грузии. Дедушка и его брат купили дом на горе Трапеция в Сухуме, где и жили до начала грузино-абхазской войны.
Мама Михаила Алхазова, абхазка, профессионально занималась музыкой, но потом пошла по медицинской линии. Ее отец, Игорь Зантария, ведущий лор-врач Сухума, министр здравоохранения в 1970-е годы. Михаил и его сестра также окончили первую музыкальную школу. Затем Михаил поступил в музучилище. Отучился три курса, и началась война. Он продолжил учебу в училище Кабардино-Балкарии и там же закончил Северокавказский Государственный институт культуры и искусств. Параллельно работал в симфоническом оркестре.
После возвращения в Абхазию молодой музыкант работал в камерном оркестре, в музыкальном училище, а затем в родной школе. Михаил уже десять лет возглавляет детскую школу искусств им. К. Ковача. Учеников здесь более трехсот, педагогов - более пятидесяти. «У нас много эксклюзивных классов, которых нет больше ни у кого в республике. Есть эстрадники, вокалисты, танцоры, гитаристы, ударные инструменты, брейк-данс», - уточняет он.
Интересно, что и здание школы связано с греческим присутствием в Абхазии. Это бывший отель-пансион «Эллада», который был построен в 1902 г. по заказу греческого купца, табачного магната Дмитрия Комнино. Затем в особняке был первый революционный кружок, учительская семинария, позже музыкальная школа.
Сегодня директор и коллектив школы стараются вернуть зданию, памятнику архитектуры, первоначальный вид. Интервью мы записывали в воскресный день в одном из классов школы, где идут строительные работы. И Михаил сам принимает в них непосредственное участие. Деньги на ремонт собирают своими силами - то ученики проведут благотворительный концерт, то поможет Администрация столицы.
Я тоже училась в этой школе, радует, что школа преобразилась. Привели в порядок почти все классы, здесь все сохранилось: старинные деревянные двери, лестницы, камины. На всех роялях поменяли струны, а на концертном даже механику. Заказали специально из Германии, поэтому концертный рояль в школе один из лучших в республике.
Михаил Алхазов является также активистом греческого центра «Ирини». Летом в центре прошла интересная лекция отца Дорофея на тему греческих поселений в XIX веке в Абхазии. «Мы хотели, чтобы отец Дорофей организовал курсы по греческому языку, но пока не получилось, он очень занят. Стараемся как-то расшевелить общину, но молодежи совсем мало, а все двигает молодежь. У нас были связи с греческой общиной России, сейчас почему-то они затухли. Приезжал автобус из Греции, сейчас это сложнее организовать. Все, к сожалению, упирается в финансы, и нет инициативных молодых ребят», - считает музыкант.
Между тем у греческой общины есть помещение в центре города, в здании бывшей греческой школы, рядом Кафедральным собором (бывшей греческой церковью) Центр «Ирини» с 2013 года возглавляет Александр Константиниди.
Прадеды Александра тоже вынужденные переселенцы из Османской империи. Они обосновались в селе Михайловское (Гума) Сухумского района в XIX веке. Дед по отцовской линии был партийный работник, поэтому в 1949 его не депортировали в Казахстан, а материнскую сторону выслали всю.
Сегодня оттока греков не наблюдается, наоборот некоторые вернулись из Греции в Абхазию. Александр признается, что центр никто не финансирует, но иногда помогают меценаты из России, отремонтировали крышу. Раньше люди собирались, праздновали церковные праздники «Панигири», помогали малоимущим, но из-за ковида все остановилось.
«Мы есть, мы сохранились. Есть люди, они, может, не видны, но они работают. Это Ваня Бумбуриди, микробиолог в Республиканской детской больнице и другие. Наша цель - подтянуть молодежь, заинтересовать их. Если человек хочет, он сохранит свой язык, культуру», - уверен председатель центра. Сохранение языка – одна из главных задач, поэтому в планах организовать курсы по обучению языку.