Марианна Котова
Встречу с Камой Квициния мы назначили на три часа, и ровно в три часа она вошла в здание бывшей гостиницы «Ясемин». Пунктуальность важна, когда каждый день приходится жонглировать семейными обязанностями, работой, проектами, детьми, а их у нее трое. Мы встречаемся в гостинице, потому что здесь располагается развивающий центр «Адзыхь», создателем которого и является Кама. Но это не единственный ее проект. «Адзыхь» - пространство, где дети погружаются в абхазский язык. Преподаватели говорят только на нем, и не дают детям шанса не освоить родную речь.
Реальность такова, что сегодня в Абхазии при всем желании трудно на 100 процентов окружить себя абхазским языком, так как большую часть информации мы получаем на русском. Российские телевизионные каналы, новинки зарубежного кино нам доступны только на русском языке. Для многонациональной среды русский язык объединяющий
«Мои дети абхазы, и родной язык - это часть их. Я хочу, чтобы они знали китайский язык, или любые другие, но свой родной язык они должны знать в первую очередь. И когда я поняла, что может так произойти, что им не с кем будет на нем говорить, тогда и возникла идея создать небольшой клуб, где дети будут обучаться, либо совершенствовать свою речь», - рассказывает Кама Квициния. Эта инициатива привела ее во Всемирный Абхазо-абазинский конгресс, где ее поддержали и открыли родительский клуб. А потом появился и клуб языкового погружения, как раз в самый разгар пандемии.
Язык - это хорошо. Но ведь важно и качество образования в принципе. Эта проблема тоже не дает покоя Каме, поэтому все преподаватели «Адзыхь» регулярно проходят тренинги. Пока все деньги, которые зарабатывает проект, уходит на его поддержание. Недавно они прошли марафон по сингапурскому методу обучения. Довести уровень «Адзыхь» до той степени, чтобы центр мог давать качественное образование и зарабатывать – вот цель Камы на сегодняшний день.
Конечная цель - организовать развивающие занятия для детей из семей, где родители не имеют возможности оплачивать детям дополнительное образование. В селах сегодня недоступны привычные для столицы развивающие кружки и секции. В большинстве сел детских садов и вовсе нет. Когда «Адзыхь» станет коммерчески успешным, все, что он будет зарабатывать, пойдет на то чтобы помочь молодым мамам в селах в воспитании детей. Логопеды, дефектологи, нейропсихологи смогут работать с проблемными детьми бесплатно.
«Дети – будущее нашей страны, и это не громкая фраза, а факт. Мои дети растут в окружении других детей, которым зачастую не хватает внимания специалистов. Чем большему количеству детей мы сможем сегодня помочь, тем благополучнее будут жизнь наших детей в будущем, потому что будут меньше маргиналов», - уверена Кама.
А начинался путь Камы со случайной благотворительной акции. Увидев в социальных сетях историю многодетного отца-одиночки, Кама, будучи матерью уже двоих детей, загорелась идеей помочь этому человеку. Вокруг этой идеи собрались разные люди, которые организовали сбор денег, одежды и продуктов. Сумев реализовать этот мини-проект, все они задумались о том, чтобы продолжать. Так появился «Киараз».
«Когда мы стали выявлять уязвимые семьи, то ужаснулись масштабам бедствия. Оказалось, что в селах живут люди, не знающие ни о каких льготах и социальных выплатах, которые им положены, нередко без документов»,- рассказывает Кама. Много детей не ходит в школу, потому что у родителей нет денег на новую одежду и канцелярские товары. А нам вспоминаются истории женщин, которые не сделали аборты только потому, что «Киараз» взялся их опекать. Сегодня образование этих детей в руках и «Киараза», и простых жителей Абхазии, родителей, чьи дети ходят в «Адзыхь», оплачивая изучения абхазского языка своих детей. Они финансируют образовательные проекты для детей многодетных родителей, и родителей, чей уровень доходов ниже прожиточного минимума.
Практически все участники проектов БО «Киараз» и «Адзыхь» - женщины. Они - авторы идей, преподаватели, менеджеры, волонтеры. Они придумывают, пишут бизнес-планы, закупают оборудование и даже развозят все сами. Лишь изредка получая помощь волонтеров – мужчин. Но Кама не акцентирует внимания на этом. Ее нельзя назвать феминисткой. «Я не читаю, что в Абхазии есть дискриминация женщин. Да, мы тут делимся, но не по половому признаку. Скорее по финансовому», - говорит Кама.
В Абхазии женщина всегда была в особом положении, более свободном, чем в остальной части Кавказа. Да и после Отечественной войны народа Абхазии, в период блокады, именно женщины восстанавливали экономику страны. «А сегодня наша задача вырастить здоровое, образованное и патриотичное поколение»,- говорит Кама, и делает это.