logo
ГЛАВНАЯГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫКУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВОБЛОГВИДЕО

ДРУЖНЫЙ ТАНДЕМ

Надежда Венедиктова

В нашей маленькой стране, где при желании можно неплохо знать если не всех активных персонажей, то, по крайней мере, наиболее тебе симпатичных по человеческим качествам и деяниям, я нередко ловлю себя на воздушном удовольствии, когда мимоходом в памяти всплывают приятные люди. Воздушным называю потому, что эти воспоминания как бы растворены в роскошной природе субтропиков, в солнечном освещении, в игре тени и света, в мелькании лиц на набережной, в общей атмосфере городского непринужденного общения.


В этой атмосфере так называемый человеческий капитал (см. в инете) выразителен, как живопись импрессионистов! Кстати, начиная с 2018 года Всемирный банк составляет рейтинг Индекса человеческого капитала (ИЧК) по странам; нас там, конечно, нет из-за политической непризнанности, но уверена, что реально мы далеко не на последнем месте.


Можно сходу набросать множество имен наших сограждан, но сегодня хочу привлечь внимание к многолетнему дружескому тандему, сыгравшему немалую роль в развитии творческой атмосферы столицы. Это Елена Кобахия и Аида Ладария, основавшие 25 лет назад Сухумский Дом Юношества, который воспитал несколько поколений юных душ с горящими глазами.


Они познакомились в далеком 1981 году, в Москве, в Институте мировой литературы, где тогда работал Сергей Аверинцев, гений тихого интеллектуального свечения, утонченный знаток античности и средневековья, русского Серебряного века, гуманист и философ, на лекции которого собиралось так много молодежи, что иногда порядок наводила конная милиция. Елена и Аида не знают об этом, но в моем восприятии они окружены его аурой бесконечно деликатного и трепетного отношения к феномену самой культуры человека.


Елена и Аида состоявшиеся личности и признанные профи в своем деле. Елена теоретик литературы и много лет преподает в АГУ, еще в советское время подготовила диссертацию по национальной смеховой культуре (на примере творчества Фазиля Искандера), но не явилась на защиту из-за своего упорного перфекционизма – считала, что диссертация не так хороша, как хотелось бы, хотя с академической точки зрения все было готово к защите.


Аида работала в АБНИИ и преподавала в АГУ. Кстати, дружеский круг помнит, как в 1986 году, когда Аида защитила кандидатскую диссертацию «Преемственность и новаторские искания в жанре исторического и историко-революционного романа (абхазская, абазинская и кабардинская литературы)», ее дядя Аркадий зарезал бычка в Абгархуке, и все дружно пировали в идиллической обстановке.


Каждая из них могла бы и дальше спокойно заниматься только своим делом, но, наблюдая, как в разоренной войной стране дети не имеют возможности развиваться за рамками школьной программы, эти самоотверженные женщины и создали СДЮ, этот постепенно разгорающийся огонек самореализации, к которому потянулись подростки, чтобы быть более готовыми к вступлению в этот сложный, постоянно меняющийся мир.


СДЮ привлекал к работе известных мастеров своего дела – секцию живописи вел выдающийся живописец Евгений Котляров; гитару преподавал блестящий актер и музыкант Джамбул Жордания; Анна Гюрегян, стремительно набиравшая профессиональную зрелость, руководила театральной секцией; журналистов готовила Елена Заводская, и ее питомцы ежегодно привозили первые награды за участие в Сочинском конкурсе юных журналистов. Аида вела Клуб молодых лидеров «Дюна», который потом стал самостоятельной организацией, превратившись в Клуб интеллектуальных игр. Последний дизайн помещения СДЮ принадлежит архитектору Каме Кация, учившейся в Италии и уже спроектировавшей немало интересных зданий.


На примере этих заядлых деятелей культуры отчетливо видна роль личности в истории – не было бы этой пары увлеченных своим делом дам с бойцовским характером и обостренным чувством долга, с постоянной тягой к прекрасному, и в творческой атмосфере Сухума не хватало бы яркой краски, а сотни подростков не получили бы возможность вырасти во взрослых людей с творческим потенциалом и отчетливой гражданской позицией.