Надежда Венедиктова
В последние годы в стране ощутимо растет присутствие молодых – и в общественно-политической жизни, и в художественной атмосфере. Они создают объединения по интересам, например, Сообщество электронной музыки «Cult», поэтические кружки, открывают симпатичные кафешки, тусуются, интересуясь и осмысливая богатство мировой культуры.
Например, недавняя лекция «Бог на экране: Бергман, Тарковский, Феллини, Ларс фон Триер» известного российского лектора-универсала Евгения Жаринова в школе искусств им. Ковача длилась более 4 часов! Слушатели, а среди них преобладали молодые, забросали его вопросами и не отпускали!
29-летний художник Анатолий Качалов – один из тех, кто привлекает внимание своей неординарностью. В личном общении он простоват, никакого выпендрежа, характерного для творческой молодости, говорит не очень уверенно. При этом он активен в виртуальном пространстве, создавая совсем другой образ – раскованного, уверенного в себе персонажа живописного пространства.
Эта двойственность интригует и заставляет приглядеться к нему пристальнее!
Путь Анатолия к живописи был долог и изобиловал поворотами в самые прихотливые стороны – подростком ходил в театральную студию в школе и СДЮ, два года в художественной секции на Пушкина, после средней школы поступил в АГУ на биолого-географический, через два года ушел. В 19 лет понял, что надо помогать маме, и устроился официантом. В это время дядя дал ему квартиру, и замаячила свобода самовыражения!
В 20 лет он пришел в Художественное училище вольнослушателем и учился у всех подряд, начав с прикладного искусства. Работал натурщиком у Леонида Еника и Руслана Габлиа. Параллельно окончил истфак. Как говорит он сам: «В каждом человеке есть потенциал, и зачастую он бывает неизвестен самому человеку».
Тогда же Анатолий начал ходить к Колоннаде, где художники выставляют и продают свои произведения. Носил свою графику и постепенно начал помогать уже зрелому художнику Отару Зарандия, организатору и распорядителю этой выставки-продажи. Сначала художники слегка посмеивались над юным собратом, потом пригляделись и начали помогать советами, приглашали в свои мастерские.
Сейчас перед нами уже оперившийся художник с собственной мастерской на улице Воронова, весьма похожей на знаменитые мансарды парижских мастером рубежа XIX-XX веков – на верхотуре по лестнице с несколькими поворотами, комната с высоким потолком забита холстами, художественный беспорядок. У него уже были четыре персональных выставки в неожиданных местах и участие в десяти общих выставках. Его работы разошлись по частным коллекциям в Абхазии, России и за рубежом.
Недавно молодой режиссер Александра Авидзба, окончившая московскую Школу нового кино, сняла Анатолия в своем фильме «Крик» в роли одного из главных героев. У этой школы амбициозная цель – быть экспериментальной площадкой, способной дать старт целому кинематографическому движению. Выбирая подобное учебное заведение, человек подтверждает и собственные амбиции – судя по довольно стильному трейлеру (сам фильм еще не готов), Александра делает заявку на хороший профессиональный уровень. Анатолий органично смотрится на экране, и не подумаешь, что это его первый киноопыт!
Я рада, что, несмотря на все трудности послевоенной Абхазии, мы дожили до ситуации, когда молодые могут реализовать свой творческий потенциал у себя на родине!