Элеонора Гилоян
В апреле прошлого года, когда Сухумское горсобрание приняло решение переименовать улицу Сахарова, я была в Москве. Сидела в перинатальном центре, и отложив целую кипу медицинских бумажек, взяла в руки телефон, чтобы срочно сделать пост в своем телеграм-канале. Мне казалось, вот в эту минуту нет ничего важнее того, чтобы все эти ответственные за решение поняли, какую страшную ошибку допускают.
Тут надо отметить, что к генералу Владимиру Георгиевичу Аршба отношусь с большим теплом, уважением и полным признанием боевых и человеческих заслуг. Мне было неважно в честь кого переименовывают улицу Сахарова. Будь это хоть улица моего отца Джона Гилояна или моего сына Леварсы, я бы была против.
Как это обычно бывает, все повозмущались, написали свои прекрасные остроумные посты, статьи, заметки. И – никто не отреагировал. Позже я узнала, что Лия Агрба собрала подписи жителей улицы в поддержку сохранения названия. Их было немало – целых 230.
Лие Агрба 28 лет, она юрист, директор фонда «Клуб общественных дел». Когда она родилась, эта центральная улица только стала улицей Академика Сахарова. Ее так назвали в 1994 году, тогда работала Комиссия по переименованию улиц. В нее входили многие общественные и политические деятели. Возглавлял комиссию Анзор Кортуа, а курировал Станислав Лакоба. Именно им предлагались новые названия улиц. Потом Комиссия направляла всё на утверждение Владиславу Ардзинба.
Именно тогда, в 1994 году в Сухуме появились улицы Варвары Бубновой, Константина Мачавариани, Александра Введенского, Льва Соловьева, Шотландская. Тогда же свои названия получили наши набережные: Махаджиров и Диоскуров, и Кодорское шоссе.
«Когда наша комиссия работала у нас было 14 Героев Абхазии, и мы хотели увековечить их память в Парке Славы. Так, чтобы город не потерял свою историчность и культурный код. Сухум - город переживший не только войну, называть все улицы именами военачальников неверно», - считает Лакоба.
Кстати, он был лично знаком с Андреем Сахаровым – тот передавал ему документы, связанные с семьей Нестора Лакоба. О судьбе Нестора, его супруги, детей академик писал даже в своих воспоминаниях.
Собранные две сотни подписей делу жителей улицы Сахарова никак не помогли.
«Мы отправили в мэрию 230 подписей с именами и фамилиями людей, которые против переименования. А ночью нам поменяли таблички с названием улицы на новые. Есть большой запрос на сохранение названия от жителей нашей улицы: врачи, учителя, люди разных возрастов и национальностей. Я не понимаю, почему депутаты, избранные горожанами, не слышат своих горожан», - говорит Лия Агрба.
Андрей Сахаров запомнился абхазам своей принципиальной позицией – он называл Грузию малой империей и считал борьбу абхазского народа справедливой. И все это будучи всемирно известным и авторитетным деятелем, академиком, правозащитником. Тогда, когда все действовали с оглядкой на Грузию, Сахаров действовал с оглядкой только на совесть. Он умер в 1989 году, и Владислав Ардзинба счел необходимым поехать на похороны Сахарова. В той делегации были Алексей Гогуа и Владимир Зантария. Последний вспоминает, что друг Сахарова говорил, как тот просил его продолжить защищать интересы абхазского народа, чувствуя свое слабое здоровье.
«Очень символично, что этот человек отстаивал интересы абхазского народа, защищал наши права, и именно его имя стирают с лица Сухума. И тем самым нарушают наши права – жителей города, с этим решением не согласных. И очень не хочется, чтоб было противопоставление Сахарова и Аршба. Мы не умаляем ничьих заслуг. Мы просто хотим сохранить название нашей улицы. Оно было принято при участии Владислава Ардзинба. Кто сегодня наши авторитеты, если это не такие люди как Владислав, как Сахаров?», - вопрошает Лия Агрба.
Сбор подписей девушка продолжает и планирует еще раз или даже не раз стучаться в двери городских властей.
Улица Академика Сахарова есть в десятке городов России, а еще Амстердаме, Гааге, Ереване, Роттердаме, Хайфе. Помимо того, что в Абхазии должны помнить и благодарить Андрея Сахарова за позицию, многие сторонники сохранения улицы Академика Сахарова в городе утверждают, что это делает Сухум частью мировой культуры, борьбы за права человека и гуманизма. Если, конечно, это актуальный для нашего города курс.