logo
ГЛАВНАЯГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫКУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВОБЛОГВИДЕО

ЛЕЖА НА ДИВАНЕ, Я СОЗДАЛА СЕБЕ РАБОТУ

Надежда Венедиктова

Антикварный магазин расположен в самом центре Сухума, рядом с двумя театрами и выставочным залом – говорящее соседство, мол, я тоже создаю художественное поле, я полноценный игрок в атмосферной ауре столицы!


Пожалуй, так оно и есть – большинство посетителей магазина отмечают особенную атмосферу, обволакивающую тебя почти с порога и уводящую от повседневных забот в мир утонченных вещей, созданных мастерами старой школы.  


После утомительной гламурности современных вещевых магазинов, где товары лезут тебе в глаза с назойливостью уличных попрошаек, причесанных в модном салоне, здесь выставленные артефакты скорее держат тебя на почтительной дистанции, заставляя разговаривать почти шепотом.  


Хозяйка магазина Лиана Маргания держится дружелюбно, внося свою нотку в общую атмосферу, и когда она говорит, что основной принцип ее существования – стремиться жить и работать с удовольствием, я ей верю, хотя жизненный опыт подсказывает, что все бывает гораздо сложнее.


 Лиана коренная сухумчанка, выросшая в районе частных домов, недалеко от красивейшего  Сухумского  вокзала. Просыпаясь с первыми петухами, девочка целыми днями пропадала под открытым небом  вместе с соседской детворой  и  впитала в себя  многонациональный стиль общения и присущую детям беззаботность, которая, так или иначе, заканчивается  вместе с уходящим  детством.


 Она  успешно  окончила 17-ю школу, весьма передовую по тем временам.  Английский там изучали с первого класса, а по пятницам все уроки велись на английском! Например, литературу преподавал кандидат филологических наук Евгений Николаевич Ищенко, фанат  своей профессии. Окончив филфак АГУ, Лиана несколько лет преподавала в школе, но поняла, что это все-таки не ее драйв. 


Опуская все перипетии ее жизни, отмечу создание салона красоты в Москве  вместе с подругой  детства, соседкой с той самой сухумской улицы, которая поддержала и полностью профинансировала идею проекта. Это было еще одной ступенькой, приближающей Лиану к своей мечте.


Она всегда  оставалась  собирателем. Коллекционирование для некоторых –   это жизненная потребность, и неважно, что именно является предметом твоей "охоты".   Лиана считает, что обладание предметом собственного интереса приносит радость  и  продлевает  жизнь, даже если вы собираете спичечные коробки или фантики.          


 Мир антиквариата подбирался к ней по-пластунски осторожно.


 Я выросла в эпоху тотального дефицита, говорит Лиана, в те времена за антиквариат принимали иностранные предметы интерьера, качественно исполненные –    мама выкинула роскошный бабушкин буфет (сервант) и купила вместо него стандартный югославский  кухонный  гарнитур. Это была обычная практика, ибо большинство людей тогда свято верило, что новое «импортное» и страшно дефицитное гораздо лучше старинного, обшарпанного  временем.


 Переехав  из Москвы домой,  я  снова  погрузилась  в родную атмосферу. Не надо было никуда спешить. Здесь можно  было жить "без языка на плече". И я почти пять лет занималась тем, что читала все о фарфоре в удобной для меня позе – лежа  на диване (из-за травмы спины). Это  меня  увлекло  настолько, что  стала  собирать  разные предметы  уже  не вслепую, а вооружившись знаниями.


 «Я просто погрузилась в очарование старинных вещей, изучала стили и направления. А потом организаторская жилка взяла свое, я создала этот магазин. Сейчас, в эпоху интернета, можно позволить себе купить вещь на другом конце света, не покидая свой диван. Но я продолжаю учиться до сих пор. Все узнать – жизни не хватит. Мне помогают эксперты из разных стран», - говорит Лиана.  


У нас в Абхазии культура антиквариата только развивается. Например, у нас не принята оценка вещей, которые продаются на «Поле чудес», поэтому иногда и случаются чудеса - однажды я купила там как подделку Мейсенскую статуэтку за 5 тысяч, а позже выяснилось, что это подлинник, стоящий полтора миллиона.


Но у нас уже есть коллекционеры, есть и просто люди, разбирающиеся в антиквариате, и в этой среде мне комфортно. Заходит и много приезжих, как-то зашли китайцы и скупили все китайские вещи советского периода.


Я не стараюсь все продать. Если я вижу, что покупателю эта вещь, ну, совсем не подходит, что он не может оценить ее редкость  и индивидуальность, я отговариваю  от покупки.  И, наоборот, если я вижу, что человек очарован, что между ним и вещью сразу возникло взаимное тяготение, которое изменит атмосферу в его доме к лучшему, я могу резко снизить цену.


Она   показывает мне изумительную резьбу по слоновой кости, сделанную в Японии на рубеже ХІХ и ХХ веков, и мимоходом замечает, что такая вещь, японское  окимоно, создает атмосферу в помещении, а вот нэцкэ меняет жизнь обладателя.


Это замечание на мгновение погружает меня в ее мир, но профессиональный навык слушателя выдергивает меня наружу, и я фиксирую очередное признание. «Главное, что, не взирая ни на что, я себя нашла», - резюмирует Лиана. - Кстати, главная моя коллекция — это люди, в том числе, и покупатели, в благодарности которых я купаюсь не меньше, чем в ауре магазина».