Марианна Котова
Если проехать мимо города Гал в сторону Ингура, то минут через пять среди заросших дворов и полуразрушенных домов, покажется новенькое здание с яркой детской площадкой и приметной надписью «Чебурашка». Это детский сад села Хяцха, один из восьми в Галском районе. А знаменит он своей основательницей - Наной Цкарозия, которая создала садик буквально с нуля. В этом году ему исполняется 10 лет.
Нана долгое время работала учительницей начальных классов. Каждый год, когда она набирала первоклашек, ей приходилось ломать голову над тем, как обучать детей, которые не знают ни одного слова, ни по-абхазски, ни по-русски. И тогда Нана решила, что нужно открывать детский сад, где с трех лет их будут готовить к школе, и к первому классу дети уже не будут смотреть пустыми глазами на женщин, которые говорят с ними на чуждом и непонятном языке.
«Детский сад был нужен не только для изучения языков, но и потому что вообще был нужен. Мы с активистками села нашли заброшенное здание, на свои деньги сами отремонтировали крышу, покрасили», - рассказывает Нана. Женщина вспоминает, как из брусьев они делали скамейки, и обшивали их разноцветной тканью. А вместо наглядных пособий у них были рисунки на стенах. «Я попросила своего выпускника, который хорошо рисует, расписать стены нашего садика. Он нарисовал весь сюжет сказки Колобок, и по этим рисункам мы учили детей», - говорит Нана.
Посуду и продукты женщины также приносили из дома. В первое время, по словам Наны Цкарозия, им помогали российские пограничники. «Ребята из военного городка нам приносили что-то вроде гуманитарной помощи, муку, крупы, сахар. Очень нас выручали этим, - говорит женщина, - А мы несли из дома молоко, мацони, домашних кур. И этим кормили детей». Шел 2013 год, родители собирали по 250 рублей, и этого хватало на какое-то финансовое поощрение воспитателям. А потом они написали проект в международную организацию «Датский совет по беженцам». «Вот с этого момента мы почувствовали серьезную поддержку, хотя и тут приходилось почти все осуществлять своими силами»,- говорит Нана. По ее словам, им удалось сохранить много семей в селе. Если бы не было детского сада, то люди бы просто уехали. «Вы же понимаете, что мать остается там, где хорошо ее детям, где они получают развитие. У нас самое большое село в районе, а садика не было вообще. К нам сейчас многие стараются попасть и из нижней зоны, и из верхней, но я стараюсь брать сначала деток из нашего села, а потом, если остаются места, то из других», - рассказывает Нана.
С 2016 года «Чебурашка» входит государственную систему образования, но у Наны до сих пор нет абхазского паспорта. По словам женщины, у нее еще много задумок, которые можно было бы осуществить на базе детского сада или молодежного центра, который располагается рядом с садиком. Молодежный центр открыли также по своей инициативе. Потом помогли привлечь преподавателей танцев, английского языка и других. «У нас школьникам нечем заняться. Пришли со школы и предоставлены сами себе, - говорит Нана, а ведь хочется чтобы дети спортом занимались, как-то развивались. В Гал тоже особо не наездишься. Нужны деньги на дорогу на перекус. Три раза в неделю из таких мелких трат набирается значительная сумма. Но сейчас и у нас в селе есть чем заняться молодежи». Но, как говорит Нана, остается нерешенной самая важная проблема, которая тормозит весь прогресс – проблема гражданства.
«Почти ни у кого из жителей села нет абхазского гражданства, и из-за этого для нас закрыта дорога в Россию, - говорит Нана. - Даже поступить в АГУ с видом на жительство не так просто, как кажется, и единственная дорога, которая остается – в Грузию. Поэтому после школы многие едут поступать туда и уже не возвращаются». Как говорит Нана, сложно и с трудоустройством. «Девочкам еще есть чем заняться, можно пойти работать учителем, а вот мальчикам трудно. Мой сын смог найти себя, он закончил агроинженерный факультет и применяет свои знания тут, а вот большинство не может», - рассказывает женщина.
Нана и сама не понаслышке знает о сельском хозяйстве. У нее около 20 голов крупного рогатого скота, коровы и буйволы. Она участвует в программе поддержки сельских женщин Программы Развития ООН. Ее день начинается с дойки коров и буйволов. Делает сыр, мацони, потом сдает. Некоторые сами приезжают и забирают. Сейчас курортные места - Сухум, Гагра, Пицунда, Рица заказывают очень активно. Нана также разводит кур и уток. «Недавно у нас малыши вывелись, и сын смеется, говорит, что у меня детский сад и тут. А мои курочки и уточки очень умные, разве что писать не умеют, а так понимают меня на всех языках», - шутит Нана. Но молоком, курами и воспитанием детишек работа у Наны не заканчивается, скоро нужно будет шить новую форму воспитанникам «Чебурашки». Шитьем занимается Нана. В садике у нее стоит швейная машина, на которой она для всех групп мастерит форму к каждому празднику. По второму образованию Нана швея. Вместе с педагогическим институтом, который она оканчивала в Симферополе, Нана Цкарозия получила диплом швеи там же в училище. «Мой народ практичный и крепко стоит на ногах. И как бы не развивались жизненные обстоятельства, мы верим в лучшее», - говорит Нана.