Элеонора Гилоян
Чем чаще обсуждается вопрос застройки столицы, тем чаще жители и специалисты говорят о Градостроительном совете при столичной администрации. Это такая гражданская структура, в которой собраны специалисты от строительства, проектирования, эстетики, общества. Выводы Градсовета исключительно рекомендательного характера. И даже если все эксперты выскажутся против того или иного проекта, по сути, это может никак не отразиться на принятии решения. Тем не менее, в последнее время даже для рекомендаций Градсовет не собирается.
Арда Инал-ипа входит в Градостроительный совет уже 13 лет. Пригласили ее туда в свое время как представителя Общественной палаты. «Вопросы облика и развития столицы Абхазии всегда были одними из приоритетных в ОП. В те годы тоже происходило многое, что вызывало возмущение горожан: разрушались частично поврежденные исторические здания, которые обязательно надо было сохранить, сокращались земли общественного пользования и охранные зоны вокруг ценнейших памятников истории в пользу новых застройщиков и т.п. Я не согласна с теми, кто считает, что проблемы города начались только сейчас. Уже мало кто помнит, что, можно сказать, культовое здание АБИГИ, пострадавшее во время войны, которое надо было сохранить и как центр абхазоведения, и как памятник войны и этноцида, был безжалостно уничтожен. Уже мало, кто помнит, что в свое время некоторые «специалисты» утверждали, что и гостиницу Рица невозможно отремонтировать и необходимо снести. Но хорошо, что тогда Беслан Бутба решил рискнуть и восстановить сгоревшую жемчужину Сухума, и в результате все, прежде всего, город, от этого только выиграли. Однако, многие ценные здания спасти не удалось», - говорит Арда Инал-ипа.
Уже тогда, 13 лет назад, в Общественной палате проводились встречи по проблематике хаотичной застройки и сохранения историко-культурного наследия. Арда Инал-ипа вспоминает, что продуктивно общественные деятели сотрудничали с городским депутатом Дмитрием Чукбар. И именно по его инициативе было принято положение об ограничении этажности застройки в центральной части города, которое сейчас Администрация города оспаривает в суде.
Каждый новый мэр города с энтузиазмом начинал сотрудничать с Градсоветом, но потом, на разных стадиях, отношения ставили «на паузу». По словам Арды Инал-ипа, при Алиасе Лабахуа и Адгуре Харазия Градсовет собирался довольно регулярно. Нынешняя администрация тоже в первые месяцы собирала общественников. Но потом это дело прекратилось. С тех пор, когда пошла лавина масштабных проектов, об обсуждениях в Градсовете совсем ничего не слышно.
«Думаю, просто решили не создавать лишних проблем с публичностью. Я считаю, это было большой ошибкой, поскольку застройщики на ранних этапах строительства услышали бы возражения и опасения членов ГС, имели бы возможность вовремя откорректировать свой проект. И общество не было бы ввергнуто в серьезный скандал, вылившийся в противостояние на различных площадках, включая судебные», - считает эксперт.
Инженер-проектировщик, урбанист Инна Барчан считает, что давно пора усилить полномочия Градсовета. «В его компетенцию должны входить право согласования проекта/программы развития города, района, участка, право вносить коррективы в проект, право возвращать проект на доработку, право отказать в утверждении проекта, право инициировать экспертизу проектов и многое другое», - уверена специалист.
По ее мнению, эта процедура нужна государству для более тщательного контроля, отбора и анализа архитектурных проектов. «Градсовет - это коллегиальный и более экспертный профессиональный орган. Он дает возможность всестороннего анализа качества проекта. В отсутствии основных регламентирующих документов, Градсовет может и должен опираться на существующие в мировой практике объемно-планировочные, эстетические и ландшафтно-архитектурные принципы, применимые к нашим природным условиям при уже сложившейся планировочной структуры города», – говорит Барчан.
Текущая работа Градсовета проходит в закрытом формате, что не соответствует самому смыслу работы этой структуры. «На мой взгляд, Градсовет сегодня в таком виде не эффективен и недееспособен, он практически не влияет на текущую градостроительную ситуацию в городе и весьма оторван от реалий. Непонятно , по какому принципу выносятся или не выносятся на рассмотрение Градсовета те или иные архитектурные проекты. В своей деятельности мне пока не приходилось сталкиваться с работой Градсовета», - отмечает Инна Барчан.
Среди всех моих знакомых архитекторов, инженеров и строителей есть одна общая мысль про Градсовет. Звучит она примерно так: если он будет работать как положено, рассматривать и открыто обсуждать все проекты, иметь право на одобрение или неодобрение к строительству, то тем самым и мэрия, и застройщик, и сами архитекторы защитят себя от возможных недовольств в обществе. Ведь если твой проект прошел через открытое обсуждение у десятка независимых специалистов, и они вынесли по нему какое-то решение, то это уже делает его гораздо более легитимным.
В целом, такого же мнения придерживается и участник Градостроительного совета Арда Инал-ипа. С оговоркой на то, что нужно вернуться и к вопросу о формировании состава Градсовета. Сегодня в нем сотрудников Администрации больше, чем представителей общественности и профессионального сообщества, а это фактически предопределяет результат голосования в спорных случаях.
«Я должна сказать, что даже в том виде и при том порядке, в котором работал Градсовет, нам многие нецелесообразные проекты удалось остановить или хотя бы приостановить. Я думаю, что на самом деле, Администрация города очень заинтересована в таком институте, как Градсовет, поскольку у нас очень много инициативных людей, которые готовы одарить город своими не всегда соответствующими стилю строениями или скульптурами, и такой коллективный орган очень полезен, когда необходимо отказать автору в реализации его проекта», - считает Инал-ипа.
Еще одно единогласное мнение всех людей, так или иначе имеющих отношение к строительству в том, что далее затягивать с регламентирующими документами нельзя. Только Генеральный план города, Градостроительный кодекс, с учетом всех технических, исторических и эстетических особенностей столицы, да и в целом страны, способен поставить точку в этом бессмысленном и беспощадном споре людей, которые любят город с людьми, которые тоже его несомненно любят. Но видят всё по-другому.
(☝️На фото оранжевая стена ресторана на фоне скандального здания апартаментов "Променад" в центре Сухума. Если б работал Градсовет, многих спорных и просто незаконных архитектурных решений можно было бы избежать).