Розита Герман
Никто, конечно, кто-то думал, что ситуация, возникшая вокруг строительства многоэтажки на набережной, станет лакмусовой бумагой для системы правосудия в Абхазии. А также протестирует «равенство» ветвей власти в стране, и послужит поводом для объединения усилий многих представителей гражданского общества. Сейчас, по словам учредителя «Союза ветеранов и молодежи «Апсны» Лаши Зухба, «это вопрос борьбы за существование права вообще».
Об этом говорили на вчера на пресс-конференции по итогам судебного процесса между Администрацией Сухума и Городским Собранием. Впервые в истории эти две ветви власти выясняют отношения в суде. Напомним, в 2009 году Городское собрание одним решением ограничило капитальное строительство в городе, а вторым постановило выдавать разрешение на строительство не превышающее 16 м. Спустя годы Администрация города посчитала их незаконным и подала в суд. А вспомнили о решениях в ходе скандала вокруг строительства многоэтажных апартаментов в центре сухумской набережной. Власти города считают, что депутаты Городского собрания не имели права принимать решения об ограничении строительства.
Их оппоненты, юристы Горсобрания видят в этом урезание полномочий местной власти с серьезными последствиями для общества. Впрочем, в суде их аргументы не восприняли. В ходе процессов им даже не дали оценку, ни одно ходатайство юристов Горсобрания не было удовлетворено, им отказано в обращении в Конституционный суд. И только судья Мимоза Цушба посмела выразить особое мнение, в котором согласилась с позицией Горсобрания, и, выходит, с большинством жителей города. Впереди только заседание президиума Верховного суда.
С чем мы остаемся? В сентябре Кабинет министров принял временный регламент строительства в городе. В отсутствие Градостроительного кодекса и Генплана в нем прописаны нормы строительства. «Этот регламент был сделан не с учетом сохранения памятников, а с учетом сложившихся реалий. Я уверен, что это приведет к тому, что историческая часть города будет уничтожена. И если такие вещи происходят в столице, что будет в других городах?», - комментирует представитель Госуправления по охране памятников и исторического наследия Шандор Кайтан. Кстати, суд не разрешил сотрудникам этого управления участвовать процессе, хотя историческая часть города входит в их прямую компетенцию.
Зато «решение суда развязывает руки тем, кто хочет превратить Абхазию в апарт отель», - уверен юрист Саид Гезердава. Представительницу движения «Хара ХПицунда» Лию Агрба удивило признание в суде юристов Администрации города, в том, что поводом для обращения в суд послужило общественное возмущение вокруг строительства в городе. «Значит, это способ заставить всех нас замолчать», - делает она выводы. Довольно странная позиция для властей, которые даже не захотели сделать вид, что находятся на стороне горожан, а не олигархов.
Во всем этом радует лишь упорное желание активистов заставить власть считаться с позицией большинства жителей. Первыми в это ввязалась группа «Хара Хакалкь», но спустя полгода круг значительно расширился. Очевидно, что в столице происходят необратимые изменения. А спрашивать не то, что жителей, но хотя бы членов Градостроительного совета, в каком городе они хотят жить, никто не спешит. Они устанавливают фонтаны и мосты без учета городской эстетики, забыв про пандусы; делают детские площадки без соответствующего покрытия, не продумав, какого возраста дети смогут ею пользоваться; дают разрешение на строительство многоэтажных домов в отсутствии коммуникаций, парковок и электричества.
Была слабая надежда на справедливый суд. Но граждан настойчиво выталкивают из рамок правового поля. Застройка в исторической части столицы стала очередной «горячей точкой» в отношениях между властью и жителями.