Марианна Котова
Сохранять и приумножать красоту Абхазии - основа деятельности Шариды Тужба. Чтобы понять это, достаточно попасть к ней на завтрак. В фарфоровых чашках кофе без сахара. В вазе лимоны, собранные, вероятно, в соседнем саду. Большие окна, чтобы больше света падало на картины, которыми увешаны стены просторной гостиной. Одну из них написала сама Шарида.
«Когда-нибудь я обязательно начну писать и буду писать акварелью, - говорит она, снимая со стены натюрморт. – Это был подарок маме. А пока нужно работать». Трудно сосчитать количество дел, которые Шариде нужно совершить за день. Как и большинство её подруг, Шарида трудится на нескольких работах. Так она привыкла ещё с юности. Второкурсница, студентка московского педагогического университета, она потеряла обоих родителей практически одновременно. «Мне пришлось быстро повзрослеть и начать зарабатывать, - рассказывает Шарида. - Чего я только ни делала, даже браслеты плела и продавала».
В Абхазии, находясь в декретном отпуске, Шарида решила открыть кондитерскую. Это была мечта еще московского периода Маленький, но уютный магазинчик по Воронова мог стать одним из сотен, где продают выпечку. Но здесь впервые стали украшать торты ягодами и продавать их через инстаграм. «Мои компаньонки никак не могли понять, что значит продать торт через интернет. Они просто не верили в успех. Но заказы стали сыпаться с такой интенсивностью, что я могла днями, не поднимая головы от тетради, записывать что, кому, и в каком количестве нужно», - рассказывает Шарида.
Но в какой-то момент все закончилось. Это было логичным концом. Девушки, которые готовили сладости, поняли принцип функционирования механизма, наработали клиентскую базу и ушли в свободное плавание, а Шарида отправилась на работу по найму, в Торгово - Промышленную Палату. «Как сегодня помню, как Геннадий Гагулия, принимая меня на работу, спросил, уверена ли я, что справлюсь с обязанностями, принимая во внимание мой свободолюбивый характер. А я тогда ответила, что посмотрю понравиться ли мне. И он тогда сказал, что понравиться должно ему», - рассказывает Шарида, улыбаясь.
А потом Шарида решила сменить ТПП на Абхазский театр, и попала в свою стихию. В атмосферу, к которой привыкла, как она рассказывает, с детства. «Мои бабушка с дедушкой были людьми театра, их друзья, наши родственники, поэты, художники и актёры постоянно были у нас дома. В такой атмосфере я росла, - вспоминает Шарида. По ее словам – театр – это то место работы, которое она не хотела бы менять несмотря ни на что. Там она занимается связями с общественностью.
Ещё одна место, где с радостью и больше для удовольствия трудится Шарида - культурно-деловая платформа Гума. Втроем с подругами Хиблой Возба и Викторией Бебия они творят значимые для страны дела. Платформа стала в том числе площадкой, объединяющей единомышленников, людей неравнодушных к сохранению абхазского искусства. Чтобы запечатлеть приметы эпохи, когда Абхазия переживала культурный расцвет, Шарида придумала открытки, на которых акварелью изображены сухумские пейзажи, памятники архитектуры, детали городских архитектурных ансамблей. «Я ходила по городу и фотографировала все, что мне нравится. Это были ручки старинных дверей, купола зданий, просто цветущие деревья, море, а потом познакомилась с художницей, которая все это перенесла на бумагу с помощью акварели, - рассказывает Шарида. – Потом мы долго искали, где можно качественно распечатать эти открытки. Буквально за несколько дней открытки разобрали».
Для Шариды недавний пожар в хранилище нацгалереи стал личной трагедией. «Мы организовали встречу на «Гуме», чтобы понять, что каждый из жителей Абхазии может сделать, и как мы должны действовать дальше», - рассказывает она.
Одна из идей, которая будет реализована на «Гуме» уже 21 февраля – это повтор выставки двухлетней давности, приуроченной к дню рождения художника Леварсы Бутба. Тогда на «Гуме» выставили картины из личных коллекций. На этот раз к ним добавят репродукции 8 сгоревших в пожаре картин Леварсы Бутба. Теперь у «Гумы» новая культурологическая миссия – сохранять и популяризировать культурное наследие Абхазии. Это как раз то направление, которому Шарида готова отдавать все свои силы и знания.