Розита Герман
Мы живем в такое время, когда женщины оставляют профессии и привычные схемы существования, создавая для себя тот распорядок, который их устраивает. И им уже мало найти «свое». Они закрепляют за собой целые ниши, постоянно повышая мастерство, чтоб удерживать такое кайфовое ощущение самореализации.
Фотограф Эльза Чанба в условиях закрытости Абхазии нашла для себя интересный способ расти. Она регистрируется на международных интернет-площадках, создает портфолио из своих фото, которые затем появляются в он-лайн и печатаных журналах Милана, Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, Афин. Достижением можно считать уже то, что на некоторых площадках наши фотографы представлены как «Сухум».
Такой шанс есть у каждого, но не каждый выдержит высокую конкуренцию. Фотографам такие площадки нужны для повышения мастерства и поддержания имиджа. Они на этом не зарабатывают. Но зато фото Эльзы Чанба привлекают внимание и к ней, и к контексту. Она закрепила за собой славу автора контекстных портретов.
Путь от профессии инженера-технолога пищевой промышленности до фотографий в американских и итальянских журналах оказался долгим. После войны Эльза работала монтажером на ТВ, затем преподавала в СДЮ основы тележурналистики. Кто бы мог подумать, что именно период работы руководителем пресс службы президента, а затем и правительства приблизит к творчеству. Эльза быстро поняла, что делать фото руководителей лучше самой, ведь они ей больше доверяют, и удается показать живых людей.
С того времени прошло больше 10 лет. Сейчас Эльза дошла до того уровня, когда «говорить не хочется». «Мне нравятся эмоции. То, что я снимаю, позволяет мне не озвучивать словами свои мысли. Эти образы я использую в своих портфолио, как фотографии к своим постам, потому что ну очень не хочется разговаривать», - объясняет она. Сейчас Эльза Чанба – сценический фотограф Абхазского Гостеатра. Также много снимает для РУСДРАМА, и по приглашению различных госорганизаций, делает частные фотосессии.
Но в театре она нашла свой главный источник вдохновения. Лучшие фото в журналах – это актеры театров, снятые во время спектаклей. Неудивительно, что для дочери Народного артиста Абхазии Заура Чанба театр тоже стал местом для творчества. Эльза рассказывает, что маме-музыканту было трудно принять ее выбор. «Представление было такое, что как раньше ходит по городу фотограф с обезьянкой на плече», - смеется она. А Эльза счастлива. Ее мечта купить все журналы со своими фотографиями. Они выходят в исключительном качестве.
«У меня нет конкуренции. Все мы, кто занимается фото, втиснуты в финансовые рамки, всем надо зарабатывать, - говорит она. Девчонки снимают то, что приносит быструю деньгу – свадьбы. А культура, шахматы, мало кто готов тратить время на съемку, потом обработку. Если бы я сейчас снимала свадьбы, это бы решило многие мои финансовые вопросы. Но у меня своя внутренняя планка. Я боюсь стереть вот эту вот грань в себе. Я хочу все-таки получать удовольствие. А я кайфую!» - говорит она.
Последние два года Эльза Чанба снимала все выставки, которые проходили в Выставочном зале и картины, конечно же. Она одна из первых, кто приехал утром 21 января к сгоревшему хранилищу галереи и помогал вытаскивать из дыма обгоревшие, но чудом сохранившиеся картины. Она первая сообщила в фейсбук, что не все сгорело в огне, как передавали с утра, а можно еще что-то спасти. В ее личном архиве фото картин, утраченных навсегда, но уже есть много идей, как использовать это богатство в популяризации культурного наследия. Направление, где слова излишни. Это нужно просто видеть.