Розита Герман
Мы много пишем об успешных женщинах, но сегодня сменим ракурс. Одинокие пожилые люди в Абхазии – одна из самых уязвимых категорий населения. И большинство среди них составляют женщины. Хорошо помню, как много их было после войны. В те годы единственной надеждой одиноких стариков были - добрые соседи и Международный Красный Крест с другими благотворительными организациями. Спустя 30 лет картина изменилась, хотя по-прежнему, большинство одиноких пожилых людей в Абхазии составляют женщины.
Три года назад я брала интервью у пожилой русской женщины в Синопе (Сухум). Она приехала в Абхазию начале 1950-х годов с отцом-физиком. Ему предложили работу в СФТИ. Она сама потом 40 лет заведовала аптекой в Синопе. Много рассказывала мне об истории СФТИ, о жизни в районе, где расселяли приезжих ученых со всех концов СССР и не только. Во время нашей беседы в дом зашла энергичная женщина с продуктами. Мне показалось родственница. Выяснилось, что это социальная работница, которая помогает с покупками и в остальных делах. Моя героиня здравствует и поныне. Хорошо, что за тридцать лет мы все же создали, пусть и не совершенную, но все же систему присмотра за одинокими пожилыми людьми.
По словам Начальницы Управления Социального обеспечения населения и социальных программ Министерства соцобеспечения РА Инны Аджба, сегодня в их списках около 200 людей по всей стране, которым нужна особая помощь. Не всегда это люди пенсионного возраста. Иногда это люди с инвалидностью. Не всегда они одинокие. К примеру, недавно соцработницу прикрепили к семье, где есть пожилой сын, который уже не может сам справляться с лежачей мамой.
Соцработники помогают с уборкой, стиркой, готовкой, покупками, а также сопровождают в разные инстанции. Все бенефициары – граждане Абхазии. Большинство получают российскую пенсию, но есть и те, у кого только абхазская. Им государство выплачивает пособие – 1 000 р. И из специального фонда помогает средствами гигиены.
Узнают о таких людях из заявлений соседей, дальних родственников, сотрудников больниц. Важным звеном этой системы стал «Дом престарелых» в Сухуме, работающий с 2008 года. Сейчас в нем живут 48 человек, 2 ожидают оформления. Лимит дома – 50 человек. И он почти всегда заполнен. Его директор Анна Кварчия, уточняет, что в доме не только ухаживают за постояльцами, но и оказывают первичную медпомощь.
Одиноких людей, которые не могут сами о себе позаботиться, не становится меньше. И самое ужасное, что не обязательно быть одиноким. Часто в сложной ситуации оказываются пожилые люди, у которых есть родственники, которые по разным причинам не могут им обеспечить достойную старость.
Раньше среди них почти не было абхазов, но в последнее время стали появляться. Хотя по-прежнему в эту уязвимую группу входят представители различных национальностей, проживающих в Абхазии. 70% постояльцев Дома престарелых - русскоязычные. Благодаря российской пенсии, местные люди способны хоть как-то продержаться. Однако не за горами время, когда в нашем распоряжении останется только абхазская пенсия. В таком случае, в категорию уязвимых пожилых людей рискуют попасть все наши пенсионеры. И это важнейший вопрос, который предстоит решить в ближайшее время.
Фото с новогодней благотворительной акции в Доме престарелых.