Надежда Боровикова
В последнее время подсела на сториз Пицундского заповедника: вот горожан зовут на субботник, вот они пришли с детьми и грузят чей-то старый ржавый холодильник на тележку с подписью «может, найдется хозяин этого добра?». Или вот еще фотография перевернутой формы для саженцев и текст: «только что 5 ребят загубили мои сеянцы, всходы которых я ожидаю месяц. Признались, извинились. У нас с ними договор на отработку: должны посетить все наши субботники».
Заживший активной жизнью инстаграм Пицунда-Мюссерского заповедника – это заслуга его научного сотрудника Сабины Лободы. Фамилия досталась Сабине от деда – Григория Лободы, чистокровного украинца. Он родился в Пятигорске в семье раскулаченных, работал в НКВД и по службе был переведен в Абхазию. Здесь встретил свою жену - Ольгу Конджария, которая подарила ему четырех сыновей. Ушел рано, от воспаления легких, дети были маленькие и мало помнят отца, но соседи до сих пор вспоминают, как он спасал от репрессий односельчан. Сыновья выросли на Бзыби в кругу родственников матери, хорошо говорят по-абхазски и считают себя абхазами.
Третий сын Григория – Леонид был женат дважды, у него пятеро детей и Сабина – самая младшая из них. Она родилась в тяжелый 1993 год. Многие родственники отговаривали маму Сабины, Лиану Смыр, рожать. Два ее брата были на войне, время было голодное, а в семье и без того трое маленьких детей. Но нашлись и те, кто поддержал. В 5,5 лет Сабина Лобода пошла в школу в Пицунде, сначала в русскую, а с восьмого класса – в абхазскую. Было сложно, но погружение в языковую среду сделало свое дело – Сабина заметно подтянула абхазский.
Вслед за старшей сестрой Дианой Сабина увлеклась творчеством, рисовала стенгазеты и иногда на партах. Когда Диана поступила в Сочинский колледж на дизайн среды, Сабина ждала ее на каникулы с нетерпением, сестра всегда привозила краски, кисти, фломастеры, словом все, что было трудно достать в Пицунде. Сабина поехала учиться вслед за сестрой, поступила в Сочинский Государственный университет на бюджетное отделение по специальности садово-парковое строительство. Училась хорошо, была старостой группы. Последний год в университете пришелся на Олимпиаду в Сочи, и Сабина устроилась на первую в своей жизни работу – ландшафтным дизайнером.
После защиты диплома на тему «Реконструкция Комсомольского сквера в Гагре» Сабине внезапно позвонил преподаватель-геолог и предложил поступить в аспирантуру. Чтобы срастить геологию с садово-парковым строительством, Сабине три раза меняли тему диссертации. В итоге, вместе с преподавателем они создали и запатентовали дренаж – материал наподобие геотекстиля, который пропускает воду и воздух, но задерживает частицы земли.
Параллельно с аспирантурой Сабина работала в цветочном салоне в Сочи. Через два года, когда ее пригласили ландшафтным дизайнером в курорт Пицунда, хозяйка салона не хотела отпускать такой ценный кадр. В Абхазии Сабина совмещала работу в Пицунде и в Гагрском комбинате по Благоустройству- делала проекты по озеленению общественных пространств. Однажды сестра Диана (главный архитектор г.Гагра) сказала, что в Пицунда-Мюссерский заповедник нужен научный сотрудник, вот тут-то и пригодились годы в аспирантуре.
Последние три года Сабина работает в заповеднике и безумно этому рада. Во-первых, она выросла в этом сосновом лесу, часто гуляла здесь с друзьями и сестрой. Во-вторых, это возможность сделать что-то по-настоящему полезное, важное, а именно – приучить людей бережно относиться к этому богатству. «Я всегда говорю, что нашему заповеднику не повезло оказаться в Пицунде – одном из самых посещаемых курортов черноморского побережья. Самый ценный сосновый лес находится на берегу и это ужасно, территория исчезает на глазах. Наши люди потребительски относятся к природе, особенно это касается бизнесменов, которые зарабатывают на туристах. В наглую, конечно, уже не вырубают, мы следим, но делают все, чтобы очистить территорию и расширить свое кафе или отель. Кто-то что-то подливает, чтобы сосна испортилась, кто-то по незнанию или специально при стройке бетонирует основание дерева и оно умирает, кто-то построил здание рядом с деревом, а через три года оно чуть наклонилось и хозяин идет за разрешением его спилить из-за угрозы безопасности его туристам и имуществу. В целом разрастание курорта ведет к захвату территорий заповедника, и мы боремся с этим как можем».
Чтобы сохранить заповедник, в первую очередь нужно оградить всю территорию и далеко не все местные жители приветствуют эту инициативу. Чтобы показывать нарушения и их последствия, объяснять людям, почему что-то нельзя делать в заповеднике, Сабина и завела инстаграм @pitsunda.zapovednik. «Ну вот, например, люди возмущаются, почему мои коровы не могут пастись в заповеднике. Объясняю: мы в прошлом году высадили в заповеднике 300 саженцев самшита. Их три года выращивали в Очамчирском АбНИЛОСе из семян, которые нам помог приобрести Рицинский нацпарк, купить саженцы самшита самостоятельно мы не можем. И вот их вырастили, мы посадили, а потом пришли коровы, вытоптали их. Год назад неравнодушные жители и предприниматели Пицунды собрали деньги и своими силами установили забор на важном участке. Многие спрашивали, что мы делаем, думали, что захватываем территорию под какой-нибудь объект», - делится Сабина.
Перед началом сезона Сабина приглашала волонтеров на уборку леса. «Один раз смотрю, что-то мало людей пришло, ну я поехала туда, где у нас парни кофе пьют по утрам, они, конечно, были там. Я им говорю, кто на субботник не идет, купите хотя бы мешки, пакеты, перчатки. Им стыдно стало, купили», - рассказывает она.
В целом сейчас Сабина живет так, как всегда хотела: у нее есть профессия, любимое важное дело, да что уж там миссия – сохранить максимум того, чем природа одарила Пицунду и приучить людей бережно относиться и хранить это наследие, потому что именно оно и делает город таким привлекательным для жизни и отдыха.