
На главной улице Сухума, если идти в сторону колоннады, справа в здании бывшей гостиницы «ОриенталЪ», между кафе и баром можно обнаружить уютный магазин локального бренда одежды и аксессуаров «Абга» («Волк»). Этот бренд пережил и пандемию, и международную изоляцию после 2022 года, и веерные отключения 2024 года, и все политические кризисы. Секрет в том, что для его создателя - Ксении Ирисовой-Багапш «Абга» никогда не был просто бизнесом. «Абга» – это, как она сама говорит - отражение ее судьбы.
Ксения закончила Вятский государственный университет и по специальности математик-экономист. Связав свою жизнь с Темуром Багапш, Ксения заинтересовалась историей и культурой Абхазии. Стать достойной частью своей второй Родины – стало ее целью. В Абхазии сначала она решила применить свои профессиональные навыки программиста - автоматизировала бронирование в одном из пицундских отелей. Затем она создала сайт ИЭПИТа.
Следующим этапом ее жизни в Абхазии стала работа на госслужбе, в сухумской администрации. Одним из самых заметных проектов молодой сотрудницы стало проведение «Арт-маркета» – первой выставки хендмейда и современного искусства, выявившей и сплотившей многих творческих личностей города.
Параллельно со всем этим шла работа над брендом «Абга». «Идея создания современной и функциональной одежды с элементами абхазского костюма, сохраняющей культурный код народа, но современную и функциональную, возникла у меня вскоре после свадьбы. Мы с мужем гуляли в горах Ткуарчала, экипированные в модную одежду для горного туризма, очень дорогую и технологичную, но всё равно ужасно замёрзли. И я задумалась: как же абхазские горцы справлялись с холодом? И тут случилось озарение: тем вечером я задумала сшить свою первую толстовку с газырями, соответствующую крою традиционного костюма, но адаптированную к современности. Я умею шить - рукоделию меня научила бабушка. У нас дома было принято вечерами не просто смотреть телевизор, женская часть семьи занималась шитьём или вязанием, поэтому конструировать одежду для меня так же привычно, как создавать статистические модели или писать сайты», - рассказывает Ксения.
После безвременного ухода из жизни мужа «Абга» стал для Ксении точкой опоры в жизни. «Ради памяти Темура, ради моей крошечной тогда дочки мне казалось важным быть сопричастной к сохранению древней культуры их народа, перенеся её код в абхазскую повседневность», - говорит Ксения.
В свою работу Ксения неизменно внедряет методы и навыки программиста и аналитика, проводя антропологические исследования, изучая и систематизируя народные орнаменты, разрабатывая лекала и рассчитывая спрос. Появились первые большие заказы: форма с национальными мотивами для учеников 10-й Горской школы, для коллектива предприятия работников общепита, коллаборация с Государственным русским театром драмы им. Ф. А. Искандера. За годы к той давней толстовке с газырями присоединились десятки новых моделей одежды и аксессуаров. Среди последних - футболки и толстовки с принтом работ известного абхазского художника Батала Джапуа, а также шёлковые платки и кимоно с переосмысленными работами художников Леварсы Бутба и Варвары Бубновой, картины которых частично или полностью были утрачены при пожаре в республиканской картинной галерее.
«Когда «Абга» наконец выйдет в плюс, я обязательно буду выплачивать семье Леварсы Бутба авторский процент. Пока наш бренд ещё не приносит дохода, достаточного, чтобы перестать брать кредиты, но это объясняется в том числе непрерывной работой над формированием его ДНК. Сейчас передо мной стоит амбициозная задача собрать азбуку абхазского дизайна, на материале которой мы будем разрабатывать новые линии одежды и аксессуаров», - рассказывает Ксения.
В 2022 году у бренда появился шанс выйти на международный рынок. Ксения получила патенты на авторские прообразы изделий, получила все необходимые сертификаты качества ЕАС, и зарегистрировала торговые марки «Кавказ» и «АБГА» по международному законодательству. К тому времени она уже подготовила русскую и английскую версии сайта www.kavkazwear.com, к которому были привязаны все необходимые системы платежей и интегрированы популярные системы доставки по миру.
Чтобы создать платформу для он-лайн продаж, Ксении пришлось вложить немало заёмных средств, но кризис февраля 2022 года обнулил эти планы. «Друзья в России удивляются живучести моего маленького бренда, но они просто не понимают, что изоляция не страшна тому, кто в ней рос. Зарабатываю я не в «Абга», напротив, чтобы жить и поддерживать бренд, мне приходится, как говорится, задёшево продавать свои мозги. Я не жалуюсь, я сама когда-то приняла на себя эту фантастическую миссию», - улыбается Ксения.
Поиск корней, возрождение этничности является сегодня характерной чертой мирового культурного контекста. Не стал исключением и мир моды: национальные мотивы, аутентичность и местные бренды на пике популярности. Одним из абхазских первопроходцев этого направления, сделавших одежду в народном стиле современной и модной, стала Ксения Ирисова-Багапш.
Марианна Котова