Надежда Венедиктова
На днях ездила с гостями на фазенду Руслана Кутелия, в один из самых дальних и уединенных уголков Отапа, горного села, опоясывающего пещеру Абрскила – наверное, недаром Абрскил был заточен именно здесь, вдали от моря, под охраной горных вершин.
Тишина, шум холодной реки и дикая природа создают то ощущение покоя, о котором часто мечтают горожане, измученные суетой торопливой жизни. Здесь есть где развернуться трудолюбивому человеку, что и доказывает пример самого Руслана Кутелия, у которого дом – полная чаша, но село медленно и мучительно умирает.
Полным ходом идет процесс, обратный тому, что был всего два столетия назад, когда основное население жило в предгорьях, а побережье почти никого не манило. Теперь жители многих сел перебираются в город, а пустые дома зарастают диким кустарником.
Не буду сейчас о причинах этого, тревожит другое – начался процесс курортной застройки побережья, причем абсолютно неконтролируемый и не исходящий из общих интересов страны. Да, людям нужны рабочие места в курортной сфере, но до сих пор не создана дорожная карта курортного строительства, которая бы равномерно и рационально определяла, где и что можно и нужно строить.
Близкая подруга живет в самом центре острова Ибица, давно ставшего всеевропейским танцполом, и я не понаслышке знаю проблемы местного населения, элементарно затоптанного разнузданным туризмом. У нас пока этого нет, но если мы не начнем рационально просчитывать наши возможности, то уже через пару десятилетий, а может быть и раньше, столкнемся с такими же проблемами.
У Абхазии есть реальный шанс сохраниться как уникальный рекреационный регион, полностью использующий отпущенные природой возможности!
Для этого, во-первых, нельзя застраивать страну полностью, как это произошло с сочинским районом. Кстати, после туристического форума в Пицунде в мае этого года выступавшая по «Спутнику» представительница крупной российской турфирмы сказала, что Гагра их не интересует, Гагра – это уже Адлер, а потому они обращают свое внимание на Восточную Абхазию. Боюсь, что ее у нас не услышали!
Застроив побережье, люди с деньгами и жаждой прибыли непременно пойдут вверх и начнут осваивать уже заповедные места – думаю, мало кто из нас сомневается, что остановить их будет предельно сложно! Именно поэтому нужно немедленно приступить к созданию дорожной карты курортного строительства, как это сделала, например, та же Турция еще в семидесятых годах прошлого века, что помогло ей в считанные десятилетия войти в топ-пятерку мирового туризма.
В сохранении Абхазии как уникального рекреационного заповедника заинтересована и Российская Федерация, ибо основной поток туристов идет к нам оттуда. Было бы замечательно, если бы руководство Абхазии, включая молодого и перспективного министра по туризму Теймураза Хишба, провело бы консультации с российским руководством именно на эту тему, что позволило бы направлять будущие инвестиции в грамотное русло.