Древние римляне потоптались на территории Абхазии, но, к сожалению, не построили ни одной дороги, ибо здешние римские гарнизоны были немногочисленны. Зато могучий Рим регулярно ссылал сюда первых христиан, самоотверженных и активных, и со временем образовавшаяся здесь христианская община стала настолько самостоятельной, что послала своего епископа на первый Никейский собор в 325 году, задолго до того, как Римская империя развалилась.
Но изобразить этот процесс морской галькой слишком сложно, я еще не набила руку до такой степени, поэтому сделала в своем дворике изображение совы Минервы, тем более что древние римляне скопировали свою богиню мудрости с древнегреческой богини Афины Паллады – на древне-греческом Афина звучит приблизительно как Атхэна, в микенском варианте вообще как Атана, что практически полностью совпадает по звучанию с абхазской богиней мудрости Атаной. Переклички абхазской мифологии с древнегреческой общеизвестны, поэтому не углубляюсь.
Итак, сова Минервы-Атаны угнездилась на более чем метровом постаменте в углу двора, под густо нависающим плющом, и смотрится так естественно, словно сидела здесь всегда – сейчас мне сложно представить, что когда-то ее не было! Она целиком сделана из камней с синопского пляжа, особенно выразительны глаза – если найдете случайно подобные камни, плиз, несите мне для следующих работ!
Считается, что сова Минервы прилетает в сумерки, а иногда в полночь и дарит внезапное вдохновение – кстати, недавно на русском вышла книга «Сова Минервы прилетает в сумерки», в которой собраны избранные философские тексты ХХI века, что подтверждает способность совы к пробуждению творческого начала.
Синопская сова предпочитает густые сумерки и тогда срывается с постамента, взлетая сквозь крону вечнозеленого дуба – сейчас, в августе, ей приходится пробиваться сквозь кружащую толпу летучих мышей, у которых брачный период, и они часто залетают на террасу, пугая моих вечерних гостей.
Сова поднимается к небу над сухумским заливом и окидывает хозяйским взглядом окрестности, нащупывая шестым мистическим чувством тех, кто потрясен красотой и мощью жизни – определив самых чувствительных, она невидимо пикирует к ним и садится им на левое плечо.
Если у вас родилась глубокая мысль, удачная строка, решение задачи или вдруг сложился актерский образ, знайте, сова посетила вас и оставила на плече прикосновение богини. Слева изображение совы на афинской тетрадрахме (монета около V века до н.э.). Справа синопская сова утром, после напряженной творческой ночи.