Низкая самооценка – одна из важнейших причин, по которой женщины долгие годы терпят насилие над собой. Ловушка таких отношений выглядит просто безвыходной, если прибавить к этому экономическую зависимость от партнера-тирана. Есть еще причины, но все же большая часть, как ни крути, упираются в низкую самооценку. Низкая самооценка способна наделать много бед по любому поводу. Но жить в ситуации семейного насилия, на мой взгляд, одно из самых тяжелых испытаний.
Моей дочери всего годик. То и дело слышу от папы: «Девочка должна быть красивой. Девочка должна быть чистенькой, должна быть воспитанной…». Я не возражаю, ведь и правда, хорошо, когда ребенок красиво одет, опрятен, слушается родителей. Но вот слово «должна» меня очень смущает. Все же не зря довелось поучаствовать в семинарах и тренингах Ассоциации женщин Абхазии, где речь шла и о гендерном равенстве, и о проблеме домашнего насилия, и о многом другом.
Когда мечтала о ребенке, понимала, что главное, что родители могут сделать – вырастить свободную, гармоничную личность. Это вообще самое сложное, как свидетельствует весь человеческий опыт воспитания потомства. Ведь нужно самим быть свободными, гармоничными, с минимальным набором комплексов, которые успешно держатся под контролем.
В итоге дети, которые с самого детства растут в обстановке самодостаточности, которых поощряют делать собственный выбор, а в юности учат рассчитывать на себя в создании экономического благополучия, не допустят насилия над собой. Тем более над своими детьми. А если уж и угодят в такие отношения, то поскорее из них выберутся.
Наше традиционное воспитание в этом смысле не слишком-то и способствует такому положению дел. При этом к девочке требований выдвигается больше, чем к мальчику. Она и скромной должна быть, и учиться хорошо, и хозяйкой, и обслуживание всего дома лежит на ней. Добавьте к этому муки взросления и проблемы, ввиду отсутствия жизненного опыта. Как результат - полная неподготовленность к реальной жизни.
Этим летом я каждый день гуляла на набережной с ребенком. В декрете других занятий мало. Встречала много молодых людей и девушек, подростков. Я наблюдала за ними, за тем как они общаются, как одеваются. И меня удивляло, как много девушек в жару предпочитают носить плотные джинсы и рубашки с длинным рукавом. Не все, конечно. Но очень многие предпочитают так одеваться, им психологически так удобно.
Одеться так, чтобы не скрывать свою женственность, вот это задачка посложнее. На это решаются лишь те, кто уже обрел некую уверенность в себе. Я знаю, о чем пишу, потому что сама такой же была 20 лет назад.
Это лишь небольшой пример, как легко распознаются подростковые комплексы уже даже во взрослых людях.
Также мне встречались самоуверенные девушки и даже маленькие девочки. Нередко их нахальность поощряется родителями. Таких называют «девушка с характером». Но с подлинной уверенностью в себе, это не имеет ничего общего. Просто обратная сторона комплекса. Ведь уверенность слагается из шагов, решений, которые молодые люди сами предпринимают в разных ситуациях. Но когда родители постоянно оберегают детей от ошибок, оттягивая момент вступления в самостоятельную жизнь, таких решений будет скромный набор. Его не хватит для подпитки спокойной уверенности в себе.
Но достаточно ли только уверенности в себе для того, чтобы полностью застраховаться от ситуации домашнего насилия? Представительницы АЖА уже давно добиваются создания хотя бы в Сухуме временного убежища для женщин, вынужденных скрываться от домашнего насилия в семье. Также не раз обсуждалась необходимость принятия закона «О домашнем насилии». К сожалению, на государственном уровне только предстоит создать систему реагирования на эту проблему.
А вот в чем удалось продвинуться представителям общества, так это в том, что сама тема домашнего насилия уже не воспринимается так в штыки, как это было еще пять-шесть лет назад. Людей, отрицающих существование такой проблемы в Абхазии, все меньше. А тех, кто готов честно говорить о том, что сталкивался с насилием в семье, все больше.
Таким образом, исключить эту тему из собственной судьбы поможет соответствующее воспитание, и комплекс мер, которые предпринимает государство для защиты граждан от домашнего насилия. Тут, конечно, предстоит большая работа. И я, как представитель общества, продолжу принимать в ней участие.
Обо всем этом я рассуждала, делая записи в дневнике, пока моя Мила тихо спала в коляске. Я мечтала, что когда-нибудь и она таким же чудесным летом будет гулять по этой набережной в легком, стильном сарафане. Она будет чувствовать себя комфортно в жизни. Я приложу все силы, чтобы она научилась принимать собственные решения с детства. Пока не знаю, что из этого получится. Но она ни за что не станет мириться с насилием ни в каком виде. Уж об этом мы с ее папой точно позаботимся.
Розита Герман